По мнению ОПЕК, Организации стран-экспортеров нефти, сейчас цены на нефть находятся на слишком низком уровне — и с этим надо что-то делать. Вопрос лишь в том, насколько высокую цену за это придется заплатить.
Теоретически ОПЕК договорился о мерах, нацеленных на повышение цен — в виде планируемых показателей объемов добычи нефти. Теперь на встрече министров энергетики стран ОПЕК в Вене будут обсуждаться детали новой договоренности. И них-то и кроется дьявол.
В данный момент в ОПЕК входит 14 стран, более половины из них — с Ближнего Востока и из Северной Африки, в том числе и самый крупный участник организации, Саудовская Аравия.
Одной из причин, по которой предстоящая встреча будет не из легких, будет состоять в том, что цена за баррель нефти сейчас составляет чуть больше 40 долларов. Эта цифра несколько лучше, чем цена в 26 долларов (как было в начале 2016 года), но все еще вдвое ниже того, сколько баррель нефти стоил в июне 2014 года.
И, что гораздо важнее, это очень низкая цифра для государственных бюджетов входящих в ОПЕК стран.
Ранее участникам организации потребовалось довольно много времени, чтобы договориться о некотором ограничении на производство нефти.
Теоретическая договоренность
Саудовцы решили придерживаться традиционного подхода ОПЕК — сокращения производства в ответ на снижение цен, что, в свою очередь, должно привести к их росту.
На встрече в Алжире в сентябре страны договорились о новых объемах производства — 32,5-33 млн баррелей в день. Но, по данным МЭА, уже в октябре добыча нефти составила больше чем планировалось — в общей сложности 33,8 млн баррелей в день.
Всем участникам ОПЕК придется сократить добычу еще сильнее, чтобы привести ее в соответствие с оговоренными объемами. И пока что у организации ничего не выходит.
Накануне встречи министров в штаб-квартире ОПЕК в Вене чиновники пытаются подготовить почву для заключения сделки.
Но есть данные, что пока это оказалось не так легко. Как всегда бывает в ОПЕК, все участники заинтересованы в повышении цен, которое последует за соглашением, но при этом неохотно идут на непосредственное сокращение производства.
У некоторых из них — включая Иран и Ирак — есть возражения против сокращения добычи. Эти страны не хотят участвовать в ограничении производства, так как пытаются вернуть себе долю рынка после выхода из-под санкций США.
Кроме того, в ОПЕК хотят, чтобы и те страны-экспортеры, которые не входят в организацию — например, Россия, — поддержали сокращение объемов производства.
Соглашения в Вене будет довольно сложно достичь — и еще сложнее привести в действие. Учитывая, что сами участники ОПЕК не всегда в состоянии выполнять условия заключенных договоренностей.
Одни эксперты считают, что в организации смогут прийти к какому-то спасительному компромиссу, при котором никто из участников не будет сокращать объемы производства сильнее, чем планировалось изначально.
Другие отмечают, что опасность для ОПЕК может быть в том, что если организация найдет способ повысить цены, то американские производители сланцевой нефти в свою очередь смогут провести предварительные продажи по этим ценам и «хеджировать» свои прибыли, компенсировав риски.
Это позволит им сохранить объемы добычи без какого-либо ущерба, даже если в будущем цены на нефть вновь упадут — что может случиться, если у ОПЕК не получится соответствовать ограничениям производства в рамках нового потенциального соглашения.