Среда , Август 21 2019
Главная / Учеба / Контрольная по философии

Контрольная по философии

  1. Характеристика основных проблем и направлений древнеиндийской философии.

83424Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые — альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера — переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма — это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо — явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо — перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары — бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное «я» в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ ото лжи, воровства, стяжательства.

Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно — и социально-дифференцирующим. Недаром в «Законах Ману» — древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что «тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды), должен быть изгнан как безбожник».

Веды — древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. «Веда» буквально означает «знание» (ср. «ведать» — «знать»). Вообще же Веды — откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвященных. Возникновение Вед относится к концу 2-го — 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью риши — старцев-мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в V в. до н. э.

Веды — это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания). Составной часть Вед являются также веданги — тексты, посвященные фонетике, стихотворным размерам, грамматике, этимологии и церемониалу. Веданги — плод не сверхъестественного откровения, уже упоминавшегося нами шрути, а «запоминания» (смрити), т. е. человеческой мысли.

Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.

Веданта — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты — Упанишады (IX — V вв. до н. э.), Бхагавад-гита (IX — VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V — II вв. до н. э.), а также труды Шанкары и его учеников (IX — X вв. н. э.), получившие название адвайта-веданта, и работы Рамануджи и его последователей (XII — XVII вв. н. э.).

Центральная идея Веданты — идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются. «Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман», — сказано в Упанишадах. Нет ничего подобного ему и ничего отличного от него. Брахман определяется положительно — как единый, бесконечный, вечно существующий, и отрицательно: не это, не это, не это… Как трансцендентная (запредельная) Истина, он превосходит все наши слова, понятия, идеи. К нему ведут, его приоткрывают божественное откровение и мистическая интуиция. Брахман характеризуется единством бытия, сознания и ничем не возмутимого спокойствия, или блаженства. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана. Проявление неистинное, лишь по видимости реальное, так как оно не имеет в самом себе оснований для своего бытия. Это — иллюзия, майя. Вся и единственная реальность существования такого мира заключена в Брахмане. Лишь для обыденного сознания и вообще незнания чувственно воспринимаемый мир оказывается реально существующим. «Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает», — сказано в Брахме-сутре. Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. В определенное очередным циклом время мир исчезает в Брахмане, чтобы затем снова возродиться из него.

Читать еще про  Контрольная по психологии

Учение о Брахмане как безликой Реальности дополняется в веданте учением об Атмане как индивидуально-психическом бытии, душе, человеческой самости. В силу своей сущностной тождественности Брахману Атман универсален, непреходящ, сверхчувственен. Он открывается во внутреннем опыте человека, независимом от внешних ощущений, через некое сокровенное, потаенное чувство ума. Как эмпирическое, или проявленное, бытие Брахмана Атман имманентен (внутренне присущ) каждому индивиду — как его жизненное дыхание. Постижение субстанциального единства Брахмана и Атмана освобождает человека от оков нескончаемого потока-круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным, свободным.

В веданте развито представление о четырех основных сторонах жизни: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама есть чувственные влечения и страсти, стремление к удовольствиям, желание наслаждения, в частности любви. Это гедонистический элемент человеческой натуры. Артха — материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Артха проявляет и реализует склонность к «стяжательству», заложенному в каждом индивиде. Это прагматические, рационально-экономические ценности жизни. Дхарма представляет собой закон, твердо установленный порядок или обычай, этический и религиозный долг, основу морального и социального порядка, обязанности, которые должен выполнять каждый в течение своей жизни. Дхарма охватывает собой такие добродетели, как самоконтроль, верность, любезность и т. д. Она «курирует» артху и каму как более низкие стороны человеческого бытия. Наконец, мокша — это высшее добро, конечная или предельная цель человеческой жизни, состояние освобождения (от повседневной суеты, мелочно-мирских страстей и привязанностей), духовной свободы, реализация того, что является вечным и божественным в человеке. Мокша должна доминировать в человеческой жизни и одухотворять собой все другие ее стороны: чувственно-гедонистическую каму, политико-экономическую артху и морально-нормативную дхарму.

Названные четыре ведантические принципа, по мнению многих исследователей, нельзя считать только наследием, напоминанием о старом добром времени — они причастны, притом самым непосредственным образом, к реалиям современной Индии, определяя во многом ее развитие по пути прогресса. Веданта была и остается ведущей духовной традицией Индии, так или иначе сказывающейся на мировоззренческо-методологических координатах ее современных философских дискурсов.

 

  1. Современные футурологические прогнозы развития общества. Философское осмысление глобальных проблем человечества.

На пороге третьего тысячелетия люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего.

Общество как планетарная цивилизация представляет способ и содержание воспроизводства общественной жизни и культуры народов Земли с целью создания благоприятных условий для самореализации личности, ее прав и свобод, для сохранения человечества.

Данное определение цивилизации является обобщенным, философским. Оно применимо к жизнедеятельности каждого народа и государства Земли, акцентирует внимание на те стороны и элементы функционирования мирового сообщества, которые характеризуют его общие цели и интересы, культуру и будущее. Следует к этому добавить, что критериями цивилизационного развития планетарного общества выступают не только характер и качество материальной и духовной культуры народов, системы отношений граждан и государств, но и реальное положение личности в обществе, ее свобода и ответственность. Гуманность общества — ведущий показатель планетарной цивилизованности.

Прошлое, настоящее и будущее цивилизации было и остается предметом исследования многих философских школ и направлений. В числе важнейших проблем этих исследований стоит положение о направленности исторического процесса и проявления в нем признаков цивилизации.

Для анализа современной цивилизации важны прежде всего общие объективные критерии. В философии обосновываются следующие критерии общественного прогресса в связи с его цивилизованностью:

— уровень и динамика развития производительных сил;

— уровень производительности труда;

— утверждение информационного общества;

— мера гуманности и демократизма общественных отношений;

— наличие развитой материальной и духовной культуры;

— свобода личности и др.

Комитет по культуре (ЮНЕСКО) Организации Объединенных Наций широко использует Индекс человеческого развития (ИЧР) для анализа и оценки развитости (цивилизованности) отдельных стран и человечества в целом. Он включает два основных показателя: состояние здравоохранения и образования в стране. ИЧР является важным средством человеческого измерения планетарной цивилизации. Здоровье человека и образованность личности выражают главные смысложизненные цели и интересы людей. Каждый человек заинтересован в том, чтобы его организм был здоров, и общество проявляло заботу о его здоровье. Не менее сегодня заинтересован каждый человек в получении хорошего, качественного общего и профессионального образования, так как это связано с мировоззрением и интеллектом личности, с ее готовностью профессионально-творчески осуществлять свою деятельность.

Современная планетарная цивилизация характеризуется как динамичное, многообразное и противоречивое социальное образование землян. Оно пытается уйти от однополюсного или двухполюсного мира и вступает в многомерный мир. Сегодня оформилось мнение, что наша цивилизация находится на переломном этапе. Грядущий век, как полагают ученые, несет в себе противоречивые возможности — как взлета, так и упадка. Сохранение цивилизации, как считают многие, возможно на пути укрепления гуманизма.

Человечество едино, но и многообразно. Для современного этапа развития мирового сообщества характерна интеграционная тенденция: осуществляется процесс формирования единого мирового «экономического порядка», упрочивается взаимодействие народов и государств по обеспечению прав и свобод личности, по сохранению мира и экологической стабильности; возрастает информационная плотность мирового культурного пространства. В целом сквозь пестроту социальных событий все более четко просматривается единый общечеловеческий путь истории.

Читать еще про  Контрольная основы права

В то же время в третьем тысячелетии ученые считают возможным сохранение тенденции локализации развития стран и народов, которая характеризуется не только позитивными, но и негативными процессами. Некоторые исследователи склонны утверждать, что наступает кризис современной мировой цивилизации. Он, по их мнению, охватил уже природу, экономику, политику, культуру. «Третий мир», уверяют они, составляющий три четверти планетарного общества, не заявил еще о себе в полной мере. Данный процесс будет сопровождаться острыми конфликтами и вооруженным насилием. Продолжает возрастать и обостряться экономический и демографический дисбалансы между регионами планеты. Человечество перегружено ядерным и другими видами оружия массового поражения, обычными вооружениями. Все больше о себе заявляет техногенная перегрузка экологического базиса современной цивилизации.

Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их последствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпосылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуются целым комплексом естественных и общественных наук: биологией, геологией, генетикой, политологией, этнографией, социологией и другими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмысления.

Философское осмысление предполагает целостностное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем.

Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обострению глобальных проблем, изучает их общественную опасность и социальную обусловленность. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.

В современной социально-философской науке сложились три основных подхода к пониманию глобальной проблемы.

  1. Сторонники одного подхода считают, что все существующие в обществе естественнонаучные, научно-технические и собственно социальные проблемы когда-то становятся глобальными. Вопрос только в том, приобрели они уже или еще не приобрели всемирный, международный характер. В этом подходе понятие «глобальная проблема» является синонимом общесоциальной проблемы.
  2. Последователи другого подхода ограничивают число глобальных проблем наиболее опасными и требующими немедленного решения: проблема предотвращения войны и укрепления мира, острые экологические проблемы, народонаселение планеты, проблема человека и некоторые другие.
  3. Третий подход состоит в разработке методологии и методик, позволяющих определить, что такое глобальная проблема, каково ее содержание, признаки, как она проявляется в конкретной жизни людей: в формах противоречий, диспропорций, функциональных нарушений. Сторонники данного подхода стремятся более точно, исходя из практики функционирования общества, определить причины возникновения глобальных проблем, их существенные признаки и содержание, провести классификацию. Данный подход в определенной мере можно считать объединением двух первых подходов.

Основные черты глобальных проблем:

  1. Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер. Это означает, что они затрагивают жизненно важные интересы и будущее всего человечества, каждого отдельного человека.
  2. Глобальные проблемы носят всемирный характер. Они проявляют себя в основных регионах мира. Областью их действия стала вся планета или основная ее часть.
  3. Для своего решения глобальные проблемы требуют объединенных усилий всего человечества.
  4. Глобальные проблемы создают непосредственную угрозу для планетарной цивилизации, нуждаются в неотложном решении. Нерешенность глобальных проблем может привести в недалеком будущем к серьезным, возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.
  5. Глобальные проблемы более инертны, обладают меньшей мобильностью проявления по сравнению с локальными проблемами.
  6. Глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Решение любой из них предполагает учет влияния других проблем.

Глобальные проблемы рассматриваются как закономерный, но негативный результат развития человечества. Причины их возникновения и обострения своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры.

Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной стороны — естественно-природный, а с другой — социальный. Такое понимание глобальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимосвязанные линии.

  1. Они есть нежелательный итог отношений между человеком (обществом) и природой, возникают в системе «общество — природа». Глобальные проблемы порождены возросшими масштабами и глубиной технического воздействия общества на природу и огромным размахом хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие общества с природой стало ныне сравнимо с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Бурная, все более возрастающая и плохо планируемая, преобразовательная деятельность человека приводит к деградации окружающей среды.
  2. Глобальные проблемы есть результат неудачного социального развития современной цивилизации. Ошибки в отношениях между людьми также порождают глобальные проблемы и составляют тенденцию исторического процесса. В современном обществе обостряется кризис, который является результатом деятельности самого человека, а поэтому имеет «антропогенный», социальный характер. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, затронул практически все мировое сообщество.

История человеческой цивилизации показывает, что каждая новая ступень развития экономики и социальных отношений означала и новый этап в обострении противоречий между природой и обществом, а также в самом обществе. Глобальные проблемы, являясь результатом предшествующего развития общества и его отношений с природой, выступают показателем несовершенства жизни людей как цивилизованных сообществ.

Неравномерность развития локальных цивилизаций .также имела негативнее последствия. Многие развитые государства и общества более активно и масштабно решали свои задачи, иногда за счет других народов, хищнического природопользования. К этому следует добавить, что многие развитые страны не решили, а обострили многие свои внутренние социальные проблемы, «подняв» их до уровня глобальных: наркоманию, коррупцию, бюрократизм, деградацию морали, неграмотность, нарушение генофонда, пьянство, болезни и др. Две мировые войны как глобальные катастрофы начинали и вели именно развитые государства.

Читать еще про  Контрольная по психологии

Из сказанного следует, что глобальные проблемы современности — это негативные итоги развития прежде всего индустриальных государств с достаточно совершенными властными структурами и духовностью общества.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация глобальных проблем позволяет установить их объективную «иерархию», то есть степень актуальности и их соподчиненность. Правильное определение приоритетов имеет важное теоретическое и практическое значение, что позволяет определить последовательность их теоретического анализа, методику практического решения.

Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем. Среди них наибольшее признание получил подход, в котором за основание классификации берется степень остроты проблемы и необходимая последовательность их решения.

В соответствии с данным подходом глобальные проблемы делятся на три большие группы:

  1. Интерсоциальные проблемы. Они возникают между различными государствами, их союзами, регионами планеты. К наиболее значимым проблемам этой группы относятся две: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка.
  2. Экологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы: сохранение чистоты окружающей среды; обеспечение мировой цивилизации энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами; освоение Мирового океана, космического пространства и др.
  3. Антропосоциальные глобальные проблемы, возникающие между обществом и человеком. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, духовной культуры человека и общества и др.

Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:

— гуманизация мирового сообщества;

— формирование неагрессивной личности XXI века;

— рациональное ограничение научно-технического прогресса;

— повышение достоверности научных прогнозов развития планетарного общества;

— устранение войн из жизни общества;

— создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др.

Философия решает ряд методологически значимых проблем современной футурологии:

  1. Обосновывает понятие «предвидение» и реальный прогностический процесс.
  2. Предлагает периодизацию будущего: непосредственное будущее; обозримое будущее; отдаленное будущее, его признаки и процессы.
  3. Разрабатывает научные критерии предвидения.
  4. Исследует методы социального прогнозирования: экстраполяцию; историческую аналогию; компьютерное моделирование; сценарии будущего; экспертные оценки.
  5. Аргументирует структуру научного предвидения: подготовительный процесс; прогностический процесс; завершающий (итоговый) процесс.
  6. Осуществляет основные виды прогнозов: поисковые; аналитические; нормативные; прогнозы-предостережения и др.

К разработке футурологических концепций привлекаются крупнейшие математики, экономисты, социологи, философы, политологи, физики, видные политические и государственные деятели. Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической революции, помимо отмеченных выше причин, объясняется и тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялись степенью решения глобальных проблем.

В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения:

а) экопессимистическое (антисциентистское);

б) технооптимистическое (сциентистское) и в) альтернативистское.

Экопессимистическое течение возникло как реакция на серию энергетических, экологических, экономических и других кризисов второй половины XIX — начала XX веков. Течение представлено:

— концепцией замкнутых локальных культур (О. Шпенглер);

— теорией «технологического пессимизма» (Ж. Эллюль, Э. Фром, .Г. Мюллер, Б. Скиннер и др.);

— концепцией «шока» от столкновения с будущим (О. Тоффлер);

— антисциентистскими теориями технофобизма (Л. Мэмфорд, Т. Роззак);

— учениями «консервативного обновления» начала 80-х годов (Д. Нейсбит, А. Азимов, Ч. Мозер).

Технооптимистическое течение. В соотношении с пессимистическим направлением, широкое влияние имеет оптимистическое направление современной футурологии. Технооптимистическое течение сформировалось в результате критики широкой научной общественностью «экотехнологических» пессимистов, многочисленных просчетов в прогнозах, ошибок и подтасовок в первых глобальных моделях будущего. Быстрый подъем оптимистического течения связан также с растущим осознанием ограниченности «неомальтузианского» подхода и неправомерности сведения вопроса о будущем цивилизации к пределам роста народонаселения.

Основные концепции технооптимистического направления:

— «теория издержек роста» новой, «супериндустриальной» цивилизации (Г. Кан, Н. Луман);

— концепция «информационного общества» (А. Турен, Ю. Хабермас, М. Маклюэн, Д. Белл, Р. Кэртис);

— «стратегия выживания» Римского клуба (А. Печчеи, Дж. Форрестер,Д. Медоуз).

Альтернативистское течение значительно усилило свое влияние в 80-90-е годы XX в. В центре его программ находится тезис о необходимости перестройки социально-политической структуры современного общества, его системы ценностей.

Данное течение не имеет еще устоявшихся форм. Оно объединяет широкий спектр идей различных группировок, «альтернативных движений» и политических партий. Его представители в равной степени отвергают как пороки современного западного общества, так и коммунистическую альтернативу общественного развития. Идеологи «альтернативизма» пытаются представить его в виде ростков принципиально новой цивилизации, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой. Среди сторонников «альтернативистов» весьма значительна прослойка представителей движения в защиту окружающей среды, экологистов, членов партии «зеленых», пацифистов.

 

  1. Задание

Определите философскую позицию автора следующего высказывания : «Наиболее фундаментальное из моих интеллектуальных убеждений заключается в том, что представление, будто мир есть нечто единое, целое-взор. Я полагаю, что Вселенную составляют невозможные пятна и скачки, без единства и без непрерывности, без согласованности или упорядоченности или каких-либо других качеств, которые нравятся гувернанткам»:
-монизм;
-дуализм;
-плюрализм.
Ответ свой аргументируйте.

В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

Таким образом, можно заключить, что позиция автора – плюрализм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *