Воскресенье , Июнь 16 2019
Главная / Учеба / Контрольная основы права

Контрольная основы права

  1. Определите понятие «референдум»: и изложите порядок его проведения.

 

Osnovyi-administrativnogo-prava-UkrainyiВ соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.
Сам термин «референдум» происходит от латинского слова «referendum» – «то, что должно быть сообщено». Референдум – это форма непосредственной демократии, которая выражается в голосовании избирателей для принятия решений по общегосударственным и местным вопросам. 

 

Подготовка референдума

Процедура подготовки и проведения республиканских и местных референдумов может включать следующие этапы: инициирование и назначение референдума, образование участков для голосования и составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, формирование комиссий по референдуму, проведение агитации по референдуму, проведение голосования и подведение итогов референдума.
Инициирование республиканского референдума осуществляется Президентом Республики Беларусь, палатами Национального собрания Республики Беларусь, гражданами.
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь.
Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска.
Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Инициатива граждан на проведение местного референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Право инициативы на проведение республиканского и местного референдумов означает возможность соответствующих государственных органов и граждан обратиться к органу, уполномоченному назначить референдум, и обязанность данного органа назначить республиканский или местный референдум, если референдум был инициирован в соответствии с предусмотренными законодательством процедурами.
Сбор подписей граждан

Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы. Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум. В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – в одном районе города.
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддерживающего предложение о проведении референдума. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются. Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.
Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии руководителя либо заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения.
Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается. Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке, предусмотренном для проверки и учета подписей граждан при выдвижении кандидата в Президенты. Наряду с основаниями для признания подписей недостоверными, предусмотренными статьей 61 Избирательного Кодекса (фиктивные подписи, подписи лиц, не обладающие избирательным правом, подписи лиц, выполненные от имени разных граждан одним лицом и др.), недостоверными при инициировании референдума считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы.
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, районную администрацию в городе.
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, районной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.
Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях в городах.
После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами, инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
Центральная комиссия:
• проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям Избирательного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь;
• составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований Избирательного Кодекса и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска.
Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.
Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного Кодекса и иных актов законодательства. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.
Решение о назначении местного референдума принимается соответствующим местным Советом (при назначении такого референдума на территории района в городе с районным делением такое решение принимает городской Совет депутатов, так как районные в городе Советы депутатов не образуются) не позднее 30 дней после внесения предложения граждан. Если местный референдум проводится по инициативе самого местного Совета депутатов, то срок принятия решения в законодательстве не оговаривается.
После принятия решения о назначении местного референдума местный Совет депутатов обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса, выносимого на местный референдум и (или) проекта решения местного референдума. Такое ознакомление осуществляется путем публикации в печати, сообщениями в иных средствах массовой информации (телевидение, радио и др.). Сама дата проведения местного референдума устанавливается не позднее 3 месяцев после его назначения.

Читать еще про  Открытие памятника Михаилу Пуговкину в Ялте

Образование списков участков для голосования и составление граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

 

Вторым этапом проведения республиканского и местного референдумов является образование участков для голосования и составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 участников референдума районными (городскими) исполнительными комитетами или местными администрациями. Особенностью образования избирательных участков при проведении референдумов является то, что они образуются не позднее, чем за 25 дней до проведения референдума (при выборах – не позднее, чем за два месяца).
Составление списков граждан, имеющих право принимать участие в референдуме, осуществляется по тем же правилам, что и при выборах.

 

Формирование комиссий по референдуму.
Этот этап в подготовке и проведении референдума имеет некоторые особенности. Наряду с Центральной комиссией, которая действует постоянно, для проведения республиканских референдумов образуются областные и Минская городская, районные (городские), районные в городах и участковые комиссии по референдуму. При назначении республиканского референдума Президент Республики Беларусь может принять решение не образовывать эти комиссии, а их функции возложить на аналогичные существующие комиссии по выборам.
Для проведения местного референдума комиссии по референдуму образуются в зависимости от вида такого референдума (областной, районный, городской, районный в городе, сельский, поселковый).
Так, при проведении областного или Минского городского референдума образуются областная (Минская городская), городские, районные, районные в городе и участковые комиссии по референдуму. При проведении районного, городского, районного в городе референдума – районные, городские, районные в городе и участковые комиссии, а при проведении сельского, поселкового референдума – сельские, поселковые и участковые комиссии.
Проведение агитации по референдуму.

Этот этап в подготовке и проведении республиканских и местных референдумов  во многом не отличается от аналогичных мероприятий при проведении выборов. Однако, если при проведении выборов агитационные мероприятия в основном направлены на разъяснение избирателям личных качеств кандидатов в Президенты и депутаты, а также на разъяснение их предвыборных программ, то при проведении республиканских и местных референдумов основной задачей является разъяснение гражданам сущность вопроса, выносимого на референдум и проекта соответствующего решения. Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, за принятие решения, вынесенного на референдум, а также против указанных предложения и решения. Проведение встреч с гражданами, обсуждение вопросов и проекта решения, выносимых на республиканский или местный референдум осуществляется в соответствии с законодательством о проведении митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

Проведение голосования и подведение итогов референдума.

По существу данный этап при проведении республиканского и местного референдума является завершающим .
Для проведения голосования на референдуме изготавливаются специальные бюллетени для голосования.
В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «за» или «против».
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования и последовательно нумеруются. Если предлагаются альтернативные проекты решения (закона) по одному и тому же вопросу или альтернативные варианты какой-либо нормы проекта решения (закона), они также последовательно нумеруются.
При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия может принять решение о публикации в печати текстов проекта закона, выносимого на референдум, и действующего закона, который предлагается отменить, изменить или дополнить. Указанные тексты должны находиться в помещении каждого участка для голосования для всеобщего ознакомления.
В случае проведения одновременно республиканского и местного референдумов бюллетени для голосования, используемые в каждом из них, должны различаться по цвету или иметь отличительный знак.
Бюллетени для голосования печатаются на белорусском или русском языке.
Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
На оборотной стороне бюллетеня для голосования ставятся подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии по референдуму.
Участковые комиссии по референдуму обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее, чем за семь дней до референдума.
Порядок проведения голосования и досрочного голосования при выборах и референдумах не различается. По общим правилам голосование при проведении референдума осуществляется на участках для голосования с 8 до 20 часов, а досрочное голосование при проведении референдума может проводиться не ранее, чем за 5 дней до референдума.
На основании протоколов, полученных от участковых комиссий по референдуму, районные, городские, районные в городах комиссии по референдуму устанавливают:
• общее число граждан в районе, городе, районе в городе, имеющих право участвовать в референдуме;
• число граждан, получивших бюллетени для голосования;
• число граждан, принявших участие в голосовании;
• число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;
• число бюллетеней, признанных недействительными;
• число бюллетеней, выданных участковым комиссиям по референдуму;
• число испорченных бюллетеней;
• число неиспользованных бюллетеней.
Результаты референдума в районах, городах, районах в городах устанавливаются на заседаниях районных, городских, районных в городах комиссий по референдуму и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами соответствующей комиссии по референдуму и передается немедленно, но не позднее, чем через два дня после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя либо секретарем комиссии в областную, Минскую городскую комиссию по референдуму и в органы, образовавшие комиссию, для информации. В случае обнаружения органами, образовавшими комиссию, нарушений требований актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается в вышестоящую комиссию по референдуму или Центральную комиссию.
Далее на основании протоколов районных, городских, районных в городах комиссий по референдуму областные, Минская городская комиссии по референдуму устанавливают:
• общее число граждан в области, городе Минске, имеющих право участвовать в референдуме;
• число граждан, получивших бюллетени для голосования;
• число граждан, принявших участие в голосовании;
• число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;
• число бюллетеней, признанных недействительными;
• число бюллетеней, выданных районным, городским, районным в городах комиссиям по референдуму;
• число испорченных бюллетеней;
• число неиспользованных бюллетеней.
Результаты референдума в областях, городе Минске устанавливаются на заседаниях областных, Минской городской комиссий по референдуму и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами областных, Минской городской комиссий по референдуму и передается не позднее, чем через три дня после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя, либо секретарем комиссии в Центральную комиссию и в органы, образовавшие областные, Минскую городскую комиссии по референдуму, для информации. К протоколу, направляемому в Центральную комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.
При проведении местных референдумов на соответствующем уровне процедура подведения итогов голосования на этом и заканчивается. При проведении республиканского референдума на основании протоколов областных, Минской городской комиссий по референдуму Центральная комиссия устанавливает:
• общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
• число граждан, получивших бюллетени для голосования;
• число граждан, принявших участие в голосовании;
• число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;
• число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь или на территории соответствующей административно-территориальной единицы при местном референдуме проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь, как уже ранее отмечалось, считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Результаты референдума устанавливаются на заседании Центральной комиссии или соответствующей территориальной комиссии при проведении местного референдума и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.
Сообщение об итогах референдума публикуется в печати Центральной комиссией или территориальной комиссией при местном референдуме в семидневный срок. В сообщении указываются общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, получивших бюллетени для голосования; число граждан, принявших участие в голосовании; число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.
Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь.
Решение, принятое местным референдумом, подписывается руководителем соответствующего исполнительного и распорядительного органа (председателем исполнительного комитета или главой местной администрации).
Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок.
Датой принятия решения референдумом считается день референдума.
Следует особо остановиться на юридической силе решения, принятого республиканским и местным референдумом.
Юридическая сила решения, принятого республиканским референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Юридическая сила решения, принятого местным референдумом, основывается на статье 50 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», согласно которой решение местного референдума по вопросам, отнесенным к ведению местных органов управления и самоуправления, обязательны для соответствующих Советов, исполнительных комитетов и местных администраций, органов территориального общественного самоуправления, всех предприятий, учреждений, объединений и граждан на соответствующей территории.

Читать еще про  Контрольная по философии

2. Представьте порядок заключения брачного договора.

 

Брачный договор – это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные и личные неимущественные права и обязанностми как в период брака, так и в случае расторжения брака.

Сторонами брачного договора могут быть как лица, вступающие в брак, так и лица, уже вступившие в брак.  Заключение такого договора – это их право, а не обязанность.

Если это происходит между мужем и женой, нотариус проверяет факт заключения брака, между людьми, вступающими в него, это подтверждение не требуется

Брачный договор может быть заключен на определенный срок (срочный договор) или без указания срока.

Брачный договор заключается в письменной форме. Он подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Брачный договор носит исключительно личный характер, т. е. что его заключение возможно только лично. Осуществление такого договора через представителя не допускается.

Согласно ст.13 Кодекса предметом брачного договора могут быть следующие соглашения имущественного и неимущественного характера:

— совместное имущество и имущество каждого из супругов;

— порядок раздела совместного имущества супругов в случае расторжения брака;

— материальные обязательства по отношению друг к другу в случае расторжения брака;

— формы, методы и средства;

— место проживания детей, размер алиментов на них, порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя, а также другие вопросы содержания и воспитания детей в случае расторжения брака.

Перечень указанных выше соглашений, которые могут быть урегулированы брачным договором, не являются исчерпывающим.

Брачный договор должен отвечать определенным требованиям:

— договор не должен нарушать права и законные интересы других лиц;

— договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, в частности, ограничивать их право на обращение в суд за защитой своих прав;

Читать еще про  Контрольная по психологии

— договор не может уменьшить установленный законом размер алиментов на несовершеннолетних детей.

Брачный договор может быть изменен в любое время по согласию мужа и жены. Изменения в него могут быть внесены только при наличии взаимного согласия на это мужа и жены и только в период брака. Изменение брачного договора в одностороннем порядке или после расторжения брака не допускаются.
По согласию сторон договор может быть расторгнут. Это может происходить на основаниях и в порядке, предусмотренных статьями 420–423 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Если соглашение об изменении или о расторжении брачного договора не достигнуто, то по требованию мужа или жены этот спор может быть рассмотрен в суде. Следует добавить, что как соглашение об изменении, так и соглашение о расторжении брачного договора осуществляется в той же форме, что и сам брачный договор, т.е. подлежит обязательному нотариальному освидетельствованию.

 

  1. При наличии каких условий можно признать гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным.

Гражданская дееспособность возникает с наступлением 18-летнего возраста и лишь в исключительных случаях раньше (со времени вступления в брак). Дееспособность в качестве обязательного условия предполагает такое психическое состояние субъекта, которое обеспечивает ему способность понимать значение своих действий или руководить ими.

Ограничение дееспособности граждан.

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен в дееспособности судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство (п.1 ст.30 ГК).

Таким образом, для ограничения дееспособности гражданина необходимо обязательное наличие двух условий:

— гражданин злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

— гражданин вследствие такого злоупотребления ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Факт злоупотребления должен быть доказан (акты обследований, справки медучреждений, протоколы и т.п.).

Согласно ст. 30 ГК может быть ограничен в дееспособности только гражданин, имеющий семью.

Порядок ограничения дееспособности гражданина установлен ст. 362, 373-376 ГПК.

Такой гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако он самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Признание гражданина недееспособным.

Когда гражданин вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значение своих действий или руководить ими, то согласно п.1 ст.29 ГК, гражданин признается недееспособным.

Признание гражданина недееспособным осуществляется только судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над таким гражданином устанавливается опека.

Гражданин, признанный недееспособным, не обладает даже частичной дееспособностью. От имени такого гражданина все сделки (в том числе и мелкие бытовые) совершает опекун.

  1. Признанный судом недееспособным Савельев захотел стать опекуном трехлетней Маши. Однако органы опеки и попечительства отказали ему. Правомерен ли отказ?

Отказ правомерен.

В соответствии со статьей 153 кодекса «О браке и семье» РБ не могут быть опекунами и попечителями лица, которые не в состоянии надлежащим образом обеспечить семейное воспитание ребенка, в том числе лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *